Семейная гостиная
как одна из форм эффективного взаимодействия с семьёй
Цель создания и функционирования семейной гостиной: повышение психолого-педагогической культуры родителей, путём приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставляющие возможности общения и обмена опытом в решении проблем; создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров; добиться высокого уровня взаимодействия дошкольного учреждения и семьи путём активного участия родителей в педагогическом процессе.
Задачи:
1. обеспечение медико-психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
2.пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
3.развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
4.обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.
Основные направления деятельности: оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, желания обменяться мнением и опытом семейного воспитания, повышение психологической, педагогической культуры родителей.
Ответственные за проведение семейной гостиной: заведующий государственным учреждением образования «Детский сад№2 г. Городка», педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, медицинская сестра, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель.
Условия реализации семейной гостиной
Время – длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.
Основные принципы работы семейной гостиной: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.
Участниками семейной гостиной могут быть: родители воспитанников (законные представители), дети, приглашённые (РОЧС, РОВД, ИДН, ТЦСОН, УЗ «Городокская ЦРБ» и др.).
При организации заседаний используются разные формы: круглый стол, тренинги, беседы, практикумы, игры, соревнования, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.
Содержание программы
Структура заседаний семейной гостиной:
1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники семейной гостиной могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания это:
- позитивный настрой;
- отсутствие назидательности и нравоучений;
- «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.