«Мы не можем допустить, чтобы наши страхи и сомнения помешали нам бороться за осуществление наших надежд».
Джон Ф. КЕННЕДИ.
«Имея достаточно сильное «Почему?», можно преодолеть любое «Как?».
Ницше
Как уже неоднократно писали, не навредить воспитанием, не покалечить психику, разглядеть таланты, создать условия для раскрытия способностей, не разбаловать, но и не сломать, построить отношения взаимопонимания, поможет типология личности. Почему у одних всегда все по порядку, а у других как придется? В жизни мы часто получаем либо похвалу за трезвый рационализм, либо упреки за излишнюю рациональность. Что же это за качество личности и чем оно отличается от своей противоположности - иррациональности? В данном выпуске методрассылки, мы рассмотрим последние два типа личности: рационалы и иррационалы. Стили их жизни настолько различны, что им непросто ужиться вместе. Это может приводить к непониманию и конфликтам. И хотя соционические типы даются от рождения, и изменить их невозможно, тем не менее, всегда можно найти подход к человеку, если знать его особенности и учитывать их. Рассмотрим, в чем же они заключаются.
Рациональность — это склонность всегда поступать в соответствии с планом, а иррациональность — это умение мгновенно ориентироваться в меняющейся обстановке. Так вот рационалы — это люди, жизнь которых преимущественно протекает у них в голове, тогда как иррационалы ориентируются на то, как меняется обстановка, в которую они вписаны. Что это значит? Рационалы — это люди с ориентацией на результат во что бы то ни стало. Иррационалы — люди с ориентацией на поживем — увидим.
Типологии личности строится на том, что для психологической защищенности люди должны дополнять друг друга, то есть своими сильными качествами "прикрывать" соответствующие слабости партнера. Экстраверт и интроверт взаимно подстрахуют друг друга в любой ситуации, какую бы ни требовалось проявить активность - направленную во внешний или во внутренний мир. Точно так же интуит и сенсорик совместно разберутся с любыми проблемами как времени, так и пространства. Логик точней оценивает объекты материального мира, этик - энергетические качества возникающих между объектами полей; вместе они - взаимодополняющая несокрушимая сила. Как видим, принцип дополнения дает взаимную поддержку людям по трем шкалам. А базис Юнга включает в себя четыре шкалы. Еще одна - рациональность - иррациональность. Эта шкала Юнга отличается от предыдущих трех тем, что требует не дополнения, а тождественности партнеров. Иными словами, лучше взаимодействовать с таким, как ты сам. Согласно предположению Аушры Аугустинавичюте, по шкале рациональность - иррациональность тип человека можно определить уже в момент его появления на свет.
Эти врожденные различия между людьми напрямую связаны с функциями полушарий головного мозга: у рационала преобладает левое полушарие, у иррационала - правое полушарие мозга.
У рационала за неподвижным объектом наблюдает правый глаз (левое полушарие), за движущимся - левый (правое полушарие). У иррационала - наоборот.
Рациональные типы (рационалы) воспринимают мир через установку разума. Любой рациональный тип прежде чем отреагировать, оценивает поступившую информацию, сравнивая её с предыдущим опытом, и затем уже решает, как он отреагирует. У одних это происходит быстрее, у других — медленнее, но мы всегда можем заметить эту точку «переключения» со старой информацией на новую.
Именно поэтому рациональные типы не очень хорошо воспринимают сюрпризы — им сложно сразу перестроиться и получить удовольствие от чего-то неожиданного. Это сопровождается дискомфортом и требует определенных усилий.
Для рационалов лучше, если их жизнь стабильна, организована и продумана заранее. Они могут планировать какие-то события на много лет вперед, и настойчиво идти к своей цели. Конечно рационалы меняют планы в зависимости от обстоятельств, но для них это неудобно. И в целом они предпочитают все продумать так, чтобы потом не было необходимости вносить кардинальные коррективы. Рационалы не склонны отвлекаться на посторонние факторы и поэтому довольно быстро достигают целей.
Рационалы — хранители традиций. В этом они тоже видят стабильность и надежность. Им приятно думать о том, что есть в этом мире что-то вечное и незыблемое, что и через время останется таким же, к чему они смогут вернуться независимо ни от чего.
Они уважают правила и законы, в том числе и из тех соображений, что соблюдение этих законов гарантирует им отсутствие неожиданных ситуаций.
В индивидуальном психологическом консультировании рационалам лучше подходят методики, направленные на осознание своих чувств и мыслей на каждом этапе, анализ полученного опыта и обдумывание дальнейших шагов. Им нелегко даются техники, предполагающие «присутствие в потоке», когда от человека требуется ослабить тонусное состояние и получать непосредственный опыт из окружающего мира, не обдумывая и не анализируя его. И хотя такие техники можно использовать разово, для того, чтобы расширить опыт клиента, тем не менее, они не должны браться за основу. Один рационал как-то заметил: «Мне требуется сильно напрячься, чтобы суметь расслабиться», имея в виду, что для него это сопровождается определенными усилиями, а потому уже само по себе не может использоваться для расслабления.
Иррациональные типы (иррационалы) воспринимают мир непосредственно, без предварительной оценки, через органы чувств или с помощью интуиции. Иррационал не думает, как реагировать, он просто реагирует. Переключение на новую информацию у иррационалов плавное, они как будто живут в потоке постоянно поступающих сигналов окружающего мира и реагируют на них естественным образом.
У них нет четко обозначенной «точки перестройки», вхождения в другой «режим». Они хорошо воспринимают сюрпризы и с ними постоянно происходит что-то новое.
Достигая поставленных целей, они обращают внимание на всю попутно поступающую информацию и могут отвлекаться на дополнительные факторы. Они как бы захватывают по пути все, даже то, что совсем не относится к конечной цели. Из-за этого иррационалы медленнее достигают желаемого по сравнению с рационалами, однако они гибче и лучше приспосабливаются к новым условиям.
Иррационалы без труда прощаются со старым, отжившим свое, если это уже не актуально, и потому для них не так важны традиции, если в этом нет для них какого-то личного интереса. Сами по себе традиции как символ стабильности и сохранения привычного образа жизни не являются для них ценностью. По этой же причине иррационалы не будут сохранять отношения, которые изжили себя, просто для того, чтобы поддержать стабильность в своей жизни.
Иррационалы зачастую игнорируют правила, предпочитая ориентироваться по ситуации и решать проблемы по мере поступления. А потому рациональным типам они могут казаться легкомысленными и несерьезными.
Как отличить рационала от иррационала на физическом, психологическом, социальном и интеллектуальном уровнях коммуникации.
1. Физический уровень
Рациональные типы отличаются от иррациональной телесной конституции. Фигуры рационалов обычно подтянутые и угловатые, фигуры иррационалов — обтекаемые и сглаженные. Осанка у первых — прямая и стройная, у вторых — отпущенная, не имеющая внутреннего «стержня».
Рационалы — это люди, которые всегда в тонусе, постоянно готовы к работе. Чтобы расслабится им нужно делать немалые усилия над собой. Расслабленность — это характерное состояние иррационалов. Они делают усилия над собой с противоположной целью — чтобы напрячься и выполнить то, что необходимо. Таким образом, рационал работает равномерно, а иррационал — волнообразно.
Движения рационалов — дискретные, то есть линейные, четко отделенные друг от друга микропаузами. Иррационал движется плавно, без резких остановок. Его тело гибко, незафиксированно. В целом иррационал движется более естественно и пластично, а рационал — механистично и направлено. Тело рационала зажато во многих местах, плохо изгибается.
2. Психологический уровень
Рационалы отличаются эмоциональной стабильностью — способностью долго удерживать какое-либо состояние, как положительное, так и отрицательное. Это свойство позволяет легко предсказывать их эмоциональные реакции. О них можно сказать: если рационал друг — так это друг, а если враг — так это враг.
Они мало зависят от своих внутренних биоритмов. Колебания настроения имеют у них практически всегда «уважительную» внешнюю причину. Своим состоянием они управляют: несмотря на отрицательное настроение могут заставить себя с должным качеством выполнить необходимую работу или же, наоборот, несмотря на жгучее желание отказаться от того, что их так влечет.
Иррациональные типы эмоционально непостоянны, отличаются изменчивостью своего состояния: их настроение может меняется по нескольку раз на день само по себе. Поэтому их психологические реакции часто немотивированы для постороннего наблюдателя.
Иррационалы очень сильно зависят от колебаний своих биоритмов. Управление своим состоянием всегда составляет для них трудную проблему: когда они на спаде, силы покидают их и работа не выполняется. Приходится дожидаться эмоционального подъема, чтобы одним махом наверстать упущенное. Качество работы от этого конечно же страдает, как и ее график.
3. Социальный уровень
В социальном плане рационалы являются приверженцами какой-либо одной системы и не склонны нарушать правила игры, по которым они играют. Они представляют собой базу стабильности в любом обществе, так как тяготеют к дисциплине и порядку, плохо себя чувствуют в обстановке хаоса и неуправляемости.
Иррационалы не бывают фанатиками, они довольно легко отказываются от фиксированных укладов и мировоззрений (необязательно устаревших!). Они могут позволить себе менять правила игры в ходе самой игры. По этой причине иррациональный социум — это общество неуправляемых перемен, хаотично совмещающее в себе самые противоречивые устремления. Иррационалы недисциплинированны и анархичны по своей природе, не могут долго следовать в одном направлении.
Экономика рационального общества носит производящий характер, так как выпуск сложных товаров требует длительной концентрации усилий в одном направлении, а также уверенности в завтрашнем дне. Иррационалы делают экономику коммерческой, перемещающей имеющиеся товары с одного места в другое, где их цена дороже. Иррациональное производство всегда мелкосерийно и кустарно (для сложных изделий нужны стабильные связи и прогноз долговременного спроса).
Иррационалы первыми подхватывают в обществе новые веяния, моды и увлечения, однако и первыми отказываются от них как от приевшихся. Без подключения рационалов на решающих этапах никакие серьезные, глубокие перемены в социальной жизни были бы невозможны.
Итак, рационалы мало меняют свои занятия, увлечения и социальное положение в обществе. Но, если все же переключаются, то это уже надолго. Иррационалы же, наоборот быстро увлекаются, склонны к переменам взглядов и занятий, но надолго их интереса не хватает.
4. Информационный уровень
Ментальный (мыслительный) процесс у этих категорий людей организован по противоположному способу. Рационалов называют рассудительными (judging) типами, потому что они склонны обстоятельно и последовательно рассуждать на какую-то одну тему. Они связно излагают свои мысли, четко строят фразы, последовательны в высказываниях. Однако, они мало восприимчивы к тому, что противоречит основной линии своих рассуждений.
Иррациональные типы называются восприинимающими (perceiving), потому что видят мир как целостную картину. От их внимания не ускользают факты или наблюдения, которые не связаны между собой какой-либо рациональной причинно-следственной связью, а просто проявляются одновременно и неразрывно. Но иррационалам трудно долго рассуждать, анализируя одну и ту же тему: отвлекаясь на свои ассоциации, они теряют первоначальную нить рассуждений.
Рационалы общаются с другими людьми посредством речи и слуха, а с самим собой — через зрительные представления. Речь человека всегда дискретна (прерывна): фраза делится на предложения, предложения — на отдельные слова. Рационалы все обсуждают вербально, просто увидеть для них недостаточно. Но во внутренних размышлениях они мало пользуются речью. Понять что-либо для рационалов — это представить зрительно на своем внутреннем экране.
Иррациональный интеллект организован противоположным способом. Для иррационалов очень характерна внутренняя речь, которой они пользуются для того, чтобы понять проблему. Во внешней коммуникации слова отходят на второй план: сформулировать свою мысль развернутыми фразами им трудно. Зато хорошо работают невербальные средства, особенно зрение. Иррационалы эффективно общаются между собой, демонстрируя и наблюдая, прикасаясь и отвечая на прикосновения.
Какой образ жизни предпочитают дисциплинированные и организованные рационалы, а какой – легко приспосабливающиеся к изменениям иррационалы.
Если вы рационал, вы, вероятно:
– всегда кого‑то ждёте: почему другие постоянно опаздывают?
– знаете, что где должно лежать, и не успокоитесь, пока все не окажется на своих местах;
– уверены, что если бы все делали то, что им положено (и когда положено), мир стал бы заметно лучше;
– просыпаясь утром, хорошо представляете, что будете делать днём; вы составляете себе расписание и следуете ему, а неожиданные изменения планов могут привести вас в замешательство;
– не любите сюрпризов и уведомляете об этом всех окружающих;
– записываете по пунктам, что вы планируете сделать, и пользуетесь этими списками; если вы сделаете что‑то, чего нет в списке, не исключено, что вы допишете этот пункт в список специально, чтобы его вычеркнуть;
– испытываете потребность в порядке; у вас есть особая система расположения еды в холодильнике и посуды на сушилке, вешалок в шкафах и картин на стенах;
– иногда слышите несправедливые обвинения в агрессии – после того, как вы всего лишь высказали своё мнение;
– любите доделывать все до конца и только потом откладывать в сторону, даже если знаете, что вам все равно придётся все переделывать заново.
Если вы иррационал, вы, вероятно:
– легко отвлекаетесь; вы можете «потеряться» между дверью дома и машиной, припаркованной во дворе;
– любите исследовать неизвестное, даже если это всего лишь новый путь от работы до дома;
– не планируете работу заранее, предпочитая подождать и посмотреть, что будет действительно нужно сделать; вас обвиняют в неорганизованности, но вы‑то лучше знаете;
– рассчитываете на «второе дыхание» в последние минуты перед сроком сдачи работы; вам обычно удаётся успеть в срок, хотя в процессе вы перевернёте вверх дном все вокруг;
– не верите, что «аккуратность превыше всего», хотя теоретически вы не против порядка; но главное – это творческий подход, спонтанность и быстрая реакция;
– превращаете работу в игру; если работа не доставляет удовольствия, то зачем её вообще выполнять?
– часто меняете тему разговора; вас может внезапно заинтересовать случайно пришедшая в голову мысль или человек, который только что вошёл в комнату;
– не любите, когда у вас связаны руки; вы всегда лучше себя чувствуете, когда у вас есть выбор;
– иногда из‑за вас многие вещи теряют определённость, но не всегда – это зависит от ситуации.
Если обстановку, которую вы создали вокруг себя, можно охарактеризовать словами структура, расписание, порядок, план и контроль, а сами вы решительны, осмотрительны и не испытываете затруднений, вынося суждения, скорее всего, вы предпочитаете использовать функцию принятия решений при взаимодействии с окружающим миром; вы – рационал. Рационалы планируют свою работу и воплощают свои планы в жизнь. Даже свободное время у них организовано. Для рационала существует «правильный» и «неправильный» способ делать что угодно.
Планы превыше всего
Рационал: «Каждое утро я планирую, что буду делать днём. Когда кто‑нибудь приходит и просит меня сделать что‑то незапланированное, я чувствую себя так, как будто он прошёлся по моему чистому ковру грязными ботинками».
Если вы хотите пригласить рационала в кино, надо его предупредить заранее, чтобы он успел настроиться, иррационалу же лучше сказать: «идем сейчас», иначе у него до похода могут несколько раз смениться планы. Если у рационала много дней до экзамена, он может распределить материал и все дни что-то учить, иррационал все равно будет учить все в последние день-два. В связи со всем сказанным, об иррационалах может сложиться впечатление как о необязательных людях, но это не так. Иррационалу несколько труднее, чем рационалу, выполнять последовательно все обязательные вещи одну за другой, но помнить о своих обязательствах и выполнять их – свойство развитого, воспитанного человека, а не типа личности. Здесь не следует путать типологические и общечеловеческие свойства.
Н. Р. Якушина сравнила иррациональные типы с иррациональными числами, которые трудно просчитать. Она отмечает, что рационалы в трудных ситуациях сосредоточиваются на одном, меняют не столько систему аргументации, сколько силу натиска. Иррационалы же находятся в режиме «сканирования», поиска.
Максимальный творческий подъем у иррационалов бывает, когда надо найти выход из затруднений, моральных или денежных. Это специалисты по выходу из созревшей ситуации.
Рационалы – специалисты по входу в ситуацию, для них характерна заблаговременная подготовка.
Движущая сила рационалов – разум, они чаще обдумывают, раскладывают по полчкам, а движущая сила иррационалов – впечатление, они чаще доверяют ощущениям, видению возможностей.
Рациональные типы имеют, как правило, одну цель. У них всегда имеется широкий спектр методов, которыми они добиваются поставленной цели.
Иногда несколько методов используют параллельно, изобретают и новые. Любая новая цель требует освоения в виде изобретения нескольких способов ее достижения, поэтому принимается с трудом. Для переключения на нее нужно время. Если цель достигнута или потеряла актуальность, например, забота о выросшем ребенке, а другая цель еще не ассимилирована и не обросла способами ее достичь, то может появиться чувство бессмысленности существования человек может ощутить себя ненужным, никчемным. Потеря цели вызывает растерянность.
Иррациональные типы ставят себе множество целей, легко переключаясь с одной на другую, исключая одни и включая другие. Цели классифицируются, ревизуются, меняются по разным причинам. Методы их достижения неосознанны и непосредственны. Человек старается одним методом добиться нескольких целей. Ему нравится несколько дел сделать «заодно».
Он видит и старается не упускать побочные результаты своей деятельности. Чувство беспомощности может появиться, если имеющимися средствами не удается «накрыть» основной массив имеющихся целей.
Иными словами, для рационала– если уж есть цель, так ее непременно надо достичь, для этого и методы изобретают. Рационалы чаще проявляют последовательность и целеустремленность. Для иррационалавсегда есть множество целей, какой-нибудь да достигнет, «не догнал, так разогрелся». Методы изобретать ни к чему: ко всем целям сразу не изобретешь. Из-за этого иррационалы кажутся менее собранными, чем рационалы, недостаточно дисциплинированными. Но это не совсем так. Иррационалы не меньше трудятся, чем рационалы, и их труд не менее результативен. Рациональный подход к жизни ничуть не успешнее иррационального, сама по себе дисциплина – еще не гарантия успеха, необходимо и внимание к жизни во всех ее проявлениях. Каждый подход успешен по-своему. Здесь каждый выбирает для себя.
Виды деятельности для рационалов и иррационалов
Рационалам поручайте задачи
|
Иррационалам поручайте задачи
|
планомерные, регулярные, предсказуемые по срокам
|
разнообразные по подходам, мало предсказуемые по срокам
|
требующие систематичности, последовательности
|
содержащие элемент стихийности, требующие, смекалки, наблюдательности, гибкости
|
предполагающие или допускающие упорядочение
|
возникающие в экстремальных и кризисных ситуациях
|
Работоспособность иррационалов зависит от настроения. Они терпеть не могут рутину и занятия, которые нужно методично выполнять каждый день, это скучно. На пике энтузиазма они могут переделать гору дел, но как только настроение пошло на спад, тут же переключаются на что-то другое.
Рационалов можно сравнить с марафонцами, их работоспособность ровная и длительная. Иррационалы же — это спринтеры, бегуны на короткие дистанции. Их активный период составляет всего час-два, потом они устают и теряют интерес.
Иррационалы не любят связывать себя сроками и обязательствами, предпочитают жить здесь и сейчас и ориентироваться по ситуации.
Рационалы наоборот склонны к планированию и доведению дел до завершения, хорошо продумывают свои решения и редко их меняют, дисциплинированы и требуют этого же от других. Рационалы стремятся разложить все по полочкам, и у них это хорошо получается, а иррационалы любят художественный беспорядок.
У иррационалов более гибкое мышление, они предприимчивы, умеют импровизировать и могут увидеть несколько решений в любой ситуации. Рационалы как правило ограничиваются одним способом.
Характерно, что на вопрос, есть ли у вас мечта, рационалс определенностью отвечает, что есть. В то время как иррационал будет думать, вспоминать, может сказать, что их несколько, но так, чтобы «одна, но пламенная страсть», обычно не бывает.
Еще замечено, что иррационал с легкостью может читать несколько книг параллельно, или одну, но с конца.
Иррационала угнетает ежедневное и планомерное исполнение обязательных действий, которые совсем не обязательно ведут к удаче и при этом отвлекают внимание, мешают замечать изменения ситуации.
Непонимание может упираться даже в такое: один считает, что работать нужно непременно за письменным столом, и заставляет так же поступать другого. А тому и на коленке прекрасно пишется, стол его угнетает, лишает вдохновения. Просто каждому свое, не следует никому навязывать свои методы, иначе один другому кажется несобранным, а второй первому – занудой.
Плодотворное сотрудничество возможно, когда оба ценят, что для дела нужны одновременно и высокая восприимчивость, и последовательность в выполнении планов. При этом партнерам необходимы взаимное уважение, достаточная свобода и отсутствие давления друг на друга. Отношения между такими разными людьми будут складываться очень хорошо, когда у них есть общая цель. Их может объединять важное для обоих дело, или идея, или взаимное стремление к радостям жизни, или обеспечение благополучия и достатка,– цели могут быть разными, сколько людей, столько мнений. Здесь важно, что цель общая. Пара оказывается очень эффективной в ее достижении, так как один будет выбирать методы, ведущие к успеху, а другой постарается увидеть открывающиеся возможности.
Здесь уместно поговорить о шаблонах в воспитании и самовоспитании. Пара рациональных функций (логика – этика) ориентируется на нормы, наработанные обществом. Это необходимо для передачи опыта, накопленного в социуме. Иррациональные функции (интуиция – сенсорика) ориентированы непосредственно на мир, чтобы человек не терял связь с реальностью. Как рациональный, так и иррациональный подход необходим человечеству. Нужны и передача опыта (чтобы не повторять ошибок), и восприятие нового (для развития). Для выживания каждого биологического вида необходимы как механизм наследственности, так и механизм изменчивости. Поэтому, хотя признаки рациональность – иррациональность не являются дополняющими для конкретных людей, оба они необходимы обществу, один не может существовать без другого, это привело бы к катастрофическим последствиям.
Однако, каждый человек должен выбрать свой путь в жизни, понять, чем именно он ценен, не доверять слепо чужому опыту, не ориентироваться только на догмы учителей и воспитателей. Если провести аналогию с «Puzzle», то, конечно, собирать картинку по шаблону проще, чувствуешь себя увереннее. Но в жизни шаблон ведь всегда из прошлого. Будущее может иметь в виду совсем другой рисунок. И для нас важно не потерять себя, не упустить свои возможности и раскрыть полностью собственную индивидуальность.
Если же вы создали вокруг себя обстановку, которая позволяет вам быть гибким, спонтанным, легко приспосабливающимся и быстро реагирующим на различные ситуации, если вам неприятно принимать решения и быть вынужденным претворять их в жизнь, если другим людям часто бывает трудно понять, какова же все‑таки ваша точка зрения на некий вопрос, вы, скорее всего, предпочитаете использовать функцию сбора информации при взаимодействии с окружающим миром. Следовательно, вы относитесь к иррационалам. Иррационалы в большинстве случаев действуют по правилу «поживём‑увидим»: что нужно сделать по работе, как решить некоторую проблему, чем заняться сегодня днём.
Другими словами, иррационалы предпочитают воспринимать, постоянно собирать информацию об окружающем мире, а не принимать решения (выносить суждения) по любому вопросу. Рационалы, напротив, чаще выносят суждения и принимают решения, чем реагируют на новую информацию, даже (а может быть, и в особенности) если эта информация может изменить их решение. В крайних случаях иррационалы буквально не в состоянии принимать решения, а для рационалов совершенно немыслимо изменить то, что он уже решил. Впрочем, такие крайности – скорее исключение, чем правило.
Сложно описать весь спектр проблем, возникающих в результате конфликтов по рациональности‑иррациональности. Не так давно один рационал решил попробовать вести себя, как иррационал. Вместо того, чтобы просто принимать решения, он намеревался сначала «собрать информацию», а потом действовать соответственно. В тот вечер он окликнул из кухни жену, которая была в гостиной: «Хочешь персиков на ужин?» На что его иррациональная супруга ответила: «Давно мы не ели персиков». (Это, разумеется, было иррациональное наблюдение, а не рациональное суждение). Это рассердило рационала – ведь он ждал ответа на вопрос. «А теперь скажи мне что‑нибудь новенькое!» – ответил он насмешливо. Он закрыл холодильник и вышел из кухни, бормоча под нос: «Пусть сама себе достанет персиков». Само собой, через десять минут его жена спросила: «А где мои персики?»
Это классический случай общения рационала с иррационалом – или, вернее, разобщения: рационал ждал суждения – решения, указания, сигнала, а иррационал поделился своим наблюдением, подразумевавшим, впрочем, положительный ответ. (Если бы она не хотела персиков, она могла бы сказать: «Мы в последнее время только и делаем, что едим персики».) Случаи подобного взаимонепонимания преследуют нас ежедневно.
Иррационалы часто считают рационалов твердолобыми, упрямыми и самоуверенными, а рационалы обвиняют иррационалов в капризности и неорганизованности. К примеру, в мире бизнеса книги об умении распоряжаться временем пишут именно рационалы, они же постоянно тыкают в них носом иррационалов. («Ну почему ты не можешь следовать намеченному плану?») Рационалы – это те, кто разрабатывает диеты, а иррационалы – те, кто доводит себя до стресса, пытаясь следовать строго организованному плану, и в конце концов набирает вес, вместо того чтобы похудеть. («Это несложная диета. Просто ешьте в точности то, что тут написано».) В общем, рационалы приводят все в порядок, чтобы иррационалы могли все снова запутать. Разумеется, и те, и другие удивляются друг другу: и почему он так любит все усложнять?
Есть одна история про рационалов. Во время наводнения маленький мальчик сидел дома и смотрел, как вода уносит по улице все подряд – мебель, машины, велосипеды, – за исключением красной шляпы, которая доплывает до угла дома, поворачивается и двигается назад мимо дома, а потом опять: туда и обратно, туда и обратно… Какое‑то время мальчик ошеломлённо наблюдал за этим, но через несколько минут не выдержал и побежал к маме: «Мама, посмотри на это! Все несётся по улице с потоком, кроме этой красной шляпы. Она плывёт до конца дома и поворачивает обратно!» Мама ответила: «Не волнуйся, милый, это твой отец. Он сказал, что подстрижёт сегодня газон, что бы ни случилось: хоть пожар, хоть потоп!» Возможно, это преувеличение, но это хороший пример того, как рационал не реагирует на новые данные, упрямо следуя намеченному плану.
Не будет преувеличением, если мы скажем, что рационалам свойственно долго и упорно следовать неверному пути.
Конечно, иррационалы – тоже не подарок. Они плохо ориентируются во времени и часто опаздывают из‑за того, что постоянно реагируют на «новые данные» – впрочем, не менее вероятно, что они придут раньше времени. Иррационал может прийти на встречу слишком рано и никого там не застать. Новая информация («Никого нет. Наверное, я пришёл слишком рано») ведёт к новому действию («Пойду выпью чашечку кофе»). В процессе иррационал встретится с кем‑то ещё (опять новая информация) и, увлёкшись разговором, в конце концов обнаружит, что встреча началась двадцать минут назад. Итак, наш иррационал все‑таки опоздал.
Что делают со временем рационалы и иррационалы
На просьбу описать, что нужно делать со временем, рационалы и иррационалы ответили так:
И дома, и на работе проблема использования времени стоит очень остро. Как только рационалы выяснят, что и когда надо сделать, они понимают, сколько у них свободного времени. Для иррационалов все время – «свободное», так что планировать нужно осторожно. (Воистину, неопределённость – второе «я» иррационалов: когда мы однажды задали этот вопрос группе иррационалов в одной из крупнейших корпораций Америки, они написали просто: «Зависит от обстоятельств».).
Очевидно, что такие различия в восприятии оказывают влияние на то, как выглядит рабочий день, будь то организованное или свободное время. Типологические различия в восприятии времени могут вести к всевозможным разногласиям – например, интроверта может раздражать постоянное вмешательство экстраверта в его дела, а сенсорик может не соглашаться с интуитом в том, что часовой объём работы можно выполнить за двадцать минут – и оказывать сильное влияние на продуктивность работы. Когда рационал приводит в порядок бессистемные планы иррационала (что может быть для иррационала весьма полезно), не исключено, что таким образом он подавляет его продуктивность. Что касается рационалов, то их раздражает избыток неорганизованного времени, сам факт его существования может снизить продуктивность их работы.
Откладывание на потом: ни один тип от этого не застрахован
Нет такого типа, которому больше других свойственно откладывать дела на потом; сведение этого к минимуму является ещё одной важной задачей управления временем. Каждый из нас иногда откладывает что‑то на потом. Хотя часто считается, что это случается только с иррационалами – неторопливыми, гибкими и не склонными к соблюдению графика, существуют ситуации, в которых на это способны все типы:
– Рационалы: Рационалы откладывают на потом развлечения, отдых и досуг. Они всегда думают: «Отдохну после того, как закончу этот проект». Разумеется, один проект следует за другим, и время для отдыха никогда не наступает.
– Иррационалы: Иррационалы откладывают на потом принятие окончательного решения по какому‑либо вопросу. Всегда есть какие‑то факторы, данные, которые они ещё не успели выяснить и исследовать.
Советы по управлению временем
Для всех проблем со временем, для начальников и для подчинённых мы предлагаем общие советы, как наилучшим образом использовать время и дома, и на работе:
– Рационалы: помните, что время не всегда существенно. Рационалы обладают природным талантом к работе с графиками и управлению временем. Тем не менее существует опасность сделать что‑то слишком быстро – ради самого факта выполненной работы. Это может привести к стрессу и снижению качества работы, а может и поставить под угрозу весь проект. В перспективе, если это означает, что проект надо переделать, то выходит, что слишком быстрая работа замедлит процесс, а не ускорит. Когда рационал испытывает острое желание поскорее завершить проект, может быть полезно вовлечь в процесс кого‑нибудь ещё, лучше всего – иррационала.
– Иррационалы: постарайтесь сосредоточиться. Иррационалы легко отвлекаются и могут «прыгать» от проекта к проекту. Забавно то, что они часто считают это экономией времени – в конце концов они же выполняют несколько проектов одновременно! Разумеется, в результате ни один из этих проектов может быть не завершён, но нередко иррационалы, если занимаются интересующей их деятельностью, могут быть очень успешны одновременно в разных областях. Иррационалам бывает полезно самостоятельно ограничиться «всего» двумя или тремя проектами одновременно.
Относительность порядка
Даже иррационалам нужно поддерживать какой‑то порядок. Во время отпуска иррационал целую неделю потратил на приведение в порядок своих документов! Захотел похвастаться результатом и пригласил к себе друга. Он ворвался в комнату, быстро просмотрел содержимое ящиков, поднялся, явно не впечатленный, и сказал: «Так я и думал. В твоих бумагах – страшный беспорядок».
В конечном итоге одно уравновешивает другое. Слишком большое предпочтение к рациональности и абсолютное неприятие иррациональности (или наоборот) опасно – сила перерастает в зависимость. Иррационалы нужны рационалам, потому что они показывают возможные альтернативы, вносят в жизнь элемент игры, детства и веселья. А рационалы нужны иррационалам, потому что они доводят до конца любой проект, от приготовления завтрака до сложных деловых задач. В терминах трансакционного анализа (это популярная в 1970‑х годах психологическая теория, основанная на знаменитой книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди») рационал в каждом из нас – это строгий Родитель, а иррационал – Ребёнок, и лучше всего, если человек может задействовать в себе обе ипостаси.
Как разрешают конфликты рационалы и иррационалы
Как только что‑то вторгается в жизнь рационала, он должен активно на это что‑то отреагировать. Если новые данные требуют изменения графика или модификации «информационной базы», они часто отвергаются без раздумий. (Некоторые называют это «придирками».) В результате даже самый безобидный вопрос может привести к последствиям, очень похожим на конфликт.
Рационалы стремятся все держать под контролем, в особенности конфликты. Их девиз: «Быть во главе, командовать и сохранять самообладание». Рационалы – большие любители свалить вину на других. (Особенно это касается рациональных логиков.) Часто рационалы слишком резко выражают своё несогласие по вопросам, которые на деле не являются для них столь принципиальными. Создаётся впечатление, что они уверены в своей правоте и совершенно не желают выслушивать другие точки зрения.
Иррационалы обычно ищут новые пути. Для других типов, особенно рациональных, они могут быть источником непрерывного раздражения. Когда иррационал находит новый путь, часто он совершенно не собирается ему следовать – это лишь часть процесса восприятия, характерного для иррационалов, а в итоге рационалы могут сильно разозлиться на «бессмысленные» действия – спор ради спора, альтернатива ради альтернативы: «Давайте рассмотрим все варианты».
Есть ещё одна проблема: иррационалы не всегда имеют в виду буквально то, что говорят. В соответствии с типологическими особенностями, иррационалы обычно делятся своим восприятием, а не суждениями, считая, что их высказывания звучат более определённо, чем на самом деле – особенно если рядом оказывается рационал, который действительно нуждается в точных и определённых формулировках. Мы не так давно наблюдали этот феномен в разговоре между девушкой рационального типа и её иррациональной начальницей. Подготавливая почту для отправки, рационалка положила в конверт столько документов, что он буквально вздулся. Её начальница подумала, что надо поменять конверт на другой, большего размера. Она подошла к сотруднице и поделилась своим восприятием: «Как по‑твоему, этот конверт не слишком мал?» Сотрудница‑рационал коротко ответила «нет» и вернулась к работе. После чего начальнице пришлось оспаривать неверное, с её точки зрения, суждение подчинённой. Если бы в самом начале она сообщила своё суждение, а не восприятие – «Мне кажется, этот конверт слишком мал. Поменяйте его на другой, побольше», – процесс прошёл бы легче и быстрее, снизив вероятность возникновения конфликта на почве этого, столь тривиального, вопроса. (Начальница могла бы легко решить проблему, сказав подчинённой: «Я сообщила своё восприятие, а не суждение. На самом деле я имела в виду, что…»)
Другое препятствие в разрешении конфликтов – непоколебимая уверенность рационалов в своей правоте: они совершенно не выносят никаких оттенков смысла. Рационал говорит: «Я знаю, что я прав, а поскольку я знаю, что я прав, следовательно, ты неправ». Если его собеседник – тоже рационал, он, разумеется, так же уверен в своей правоте, таким образом, диалог заходит в тупик. С другой стороны, иррационалы так оживлённо втягиваются в конфликт – ищут новые данные, изобретают новые пути и пытаются разобраться в том, как рационал пришёл к такому заключению, не имея всей нужной информации, что на пятой‑шестой реплике спора они могут не вспомнить даже его причины. Стоит ли говорить, что других, особенно рационалов, такое поведение раздражает.
Пять шагов к разрешению конфликта
В любом конфликте, будь то конфликт в семье или на работе, существует пять основных шагов для того, чтобы заинтересованные стороны рассмотрели проблему в истинном свете – а это уже полпути к её решению.
Чтобы пройти эти пять шагов, нужно ответить на некоторые вопросы:
1. Предмет разногласий: Что является предметом данного конфликта? Составьте список спорных вопросов.
2. Основа: Есть ли у него типологические причины? Можете ли вы определить, какие предпочтения затрагивает спорный вопрос, и более объективно их классифицировать?
3. Причина: Как возникло непонимание? С какими событиями в прошлом оно связано? Можете ли вы истолковать причины с типологической точки зрения?
4. Решение: Способен ли каждый из оппонентов встать на противоположную точку зрения?
5. Соглашение: И наконец, существуют ли вероятность договориться полюбовно или найти компромисс в данной проблематичной ситуации?
Советы по разрешению конфликтов
Рационалы: вы не всегда правы. В это может быть трудно поверить, но вам придётся это сделать, если вы хотите, чтобы конфликт хоть когда‑нибудь разрешился. Рационалы видят мир в категориях «чёрное и белое», «плохое и хорошее», и им нелегко принять противоположную точку зрения. Трудно обсуждать что‑либо с человеком, который считает, что он всегда прав.
Иррационалы: займите чёткую позицию. Иррационалы часто могут аргументировать противоположные точки зрения, потому что они действительно понимают обе точки зрения в споре. Иногда это приводит к тому, что они играют адвоката дьявола. Гибкость и приспособляемость не всегда полезны при решении проблем. Порой эти качества могут даже обострить конфликт. Если что‑то для вас действительно важно, лучше занять твёрдую позицию и защищать её.
Рационалы: они наиболее чётко знают, что им нравится, а что не нравится. Больше всего им нравится то, что происходит в соответствии с их планами – чаще подразумеваемыми, чем явными. Они любят определённые поступки и слова, которые приводят ситуацию в движение и соблюдаются до последней буквы, даруя всем участникам удовлетворение. Любые помехи в запланированных событиях не просто раздражают рационала, а могут напрочь испортить для него само событие. Рационалы хотят, чтобы все происходило в соответствии с расписанием – никаких сюрпризов. Хотя рационалы и любят перемены, эти перемены должны быть запланированы.
Иррационалы: в противоположность рационалам, иррационалы больше всего радуются всему незапланированному, необычному и даже рискованному – и, конечно же, сюрпризам. Чем более неожиданно событие, тем больше оно нравится иррационалу. Соответственно отвращение у них вызывают планы, расписания (явные или подразумеваемые) и все, что лишает их шанса на неожиданности и перемены.
Четыре правила типологии личности для рационалов и иррационалов
1. Иррационалы должны генерировать альтернативы. Это их истинная натура. Они могут найти альтернативное решение для любого вопроса.
2. Рационалам следует выслушивать варианты, предложенные иррационалами, и выбирать один из них. Иррационалы будут им за это благодарны, потому что так им проще понять, чего они хотят, а чего не хотят.
3. Жалобы естественны для рационалов. Они должны немедленно пожаловаться, если что‑то прерывает их расписание или меняет планы.
4. Очень действенна методика, при которой вы предлагаете рационалу новую идею и уходите из помещения на несколько минут. Это даёт рационалу возможность спокойно обдумать её и подвергнуть критике, не порождая никому не нужных конфликтов.
В типологии личности ваши сильные стороны могут перерастать в зависимость. Как и в случае с выпивкой, едой и некоторыми другими вещами, слишком много хорошего – уже плохо. В случае типологии личности, если у вас слишком сильно или слишком явно выражено какое‑либо предпочтение, это может стать для вас не благословением, а проклятием. Например, экстраверсия – это прекрасно (как и интроверсия; не забывайте, что в типологии личности нет хороших и плохих типов). Но если экстраверсия выражена слишком сильно, она может привести к полному сосредоточению на окружающем мире, так что не останется ни времени, ни интереса на размышления, раздумья и самоанализ. Подобное отсутствие равновесия весьма проблематично и в случае рациональности/иррациональности. Если вы – ярко выраженный рационал, ваша жизнь, скорее всего, представляет собой сплошной акт насилия над собой, вам трудно расслабиться и «принять все как есть». А если иррациональность хлещет в вас через край, то каждое утро вы встречаете прекрасными новыми проектами – но крайне редко осуществляете хоть какие‑то из них.
Рационалы:
- сравнивают вновь поступающий опыт с предыдущим.
- сначала оценивают информацию, затем принимают решение.
- для того, чтобы переключиться на новое, требуется усилие, а иногда и время
- не любят сюрпризы
- ценят стабильность и организованность
- относительно быстро достигают своих целей
- не очень гибкие, не всегда могут приспособиться к новой ситуации
- уважают традиции
- выступают за долгие и стабильные отношения
- чтобы избежать неожиданностей, соблюдают правила
- внешне выглядят подтянутыми, как будто внутри – металлический стержень.
Иррационалы:
- воспринимают новый опыт непосредственно, не сравнивая его с предыдущим.
- принимают решение без предварительной оценки, установки.
- на новое переходят плавно, без усилий, живут в потоке.
- с ними часто случаются непредвиденные моменты.
- не очень организованы.
- идут к цели, отвлекаясь, из-за чего достигают ее медленнее.
- не держатся за традиции и привычные нормы.
- не станут поддерживать отношения ради одной только стабильности.
- игнорируют правила, предпочитая ориентироваться по ситуации.
- гибкие, хорошо приспосабливаются и подстраиваются под ситуацию.
- внешне выглядят расслабленными, тело – гибкое.
Что ведет вашего ребенка — разум или импульс?
Наверное, 90% процентов родителей ответят — импульс. Увидел и побежал. Да, действительно, в целом дети более непосредственны, чем мы, взрослые, наученные горьким опытом. Все маленькие дети шаловливы и стремятся проводить эксперименты, поэтому иногда даже маленькие рационалы кажутся иррационалами. По мере взросления предпочтения становятся более явными.
Ребенок -рационалбудет поражать вас своими умными размышлениями с самого раннего возраста. Он задает логичные, с его точки зрения, вопросы, например: «Почему в губах нет косточек?» Для него очевидны многие вещи, с которыми вы только собираетесь его познакомить, — он уже в курсе, так как очень наблюдателен.
У такого ребенка страсть к упорядочиванию всего и вся. Это не значит, что он будет с радостью собирать разбросанные игрушки. Скорее, он будет вас призывать к порядку во всем, будь то слова или поступки. И не вздумайте наводить порядок в его комнате или брать его вещи, он этого ужас как не любит.
Большим дискомфортом для такого ребенка будет нарушение обычного распорядка дня. Он может даже заболеть в отпуске или на каникулах, потому что нарушен заведенный ранее привычный режим. Ему сложно принять что-то новое, перестроиться.
Ребенок – рационал:
- Нравится жить в хорошо организованном и распланированном окружении.
- Нравится принимать решения, но принимает и решения других, чувствует себя комфортно, когда знает, чего ожидать и что должно произойти.
- Беспокоится, когда какой-то вопрос в течение длительного времени остается нерешенным.
- Не любит менять планы, требуется время, чтобы привыкнуть даже к приятным сюрпризам.
- Комфорт основан на стабильности.
- Волнует, сколько времени уходит на выполнение заданий, не любит тратить время попусту, старается не опаздывать и хочет, чтобы другие поступали также (родители должны вовремя забирать после садика, школы).
- Предпочитает соблюдать правила. Часто спрашивает, как нужно играть, что нужно и что не нужно делать. Поняв правила, не склонен их изменять.
- Уважает авторитет и выполняет свои обязанности. В подростковом возрасте может взбунтоваться, если родителями были установлены жесткие правила.
- Продуктивен, ответственен. Предпочитает заканчивать дела.
Пример: Мама Миши знала, что можно надолго вывести его из равновесия, расстроить, если неожиданно вбежать в детский садик и забрать его домой. Даже если она опаздывала, она старалась не показывать, что торопилась, посидеть несколько минут рядом с сыном, выслушать, чем он занимался, а затем начать отсчет: "осталось десять минут до выхода, ... осталось пять минут, ... две минуты, все, пошли в машину". Почему она выбрала такую тактику поведения? Потому что однажды, очень торопясь, она вбежала в группу, взяла сына на руки и унесла в машину, он начал сильно плакать, кричать, долго не мог успокоиться. Даже став старше, Миша, придя домой, нуждался во времени, чтобы переключиться из одного окружения на другое, поэтому он просто бездельничал, ничего не делал. Несложно определить, что Миша - рационал.
У ребенка-рационала всегда есть примерный план действий на день. И если что-то меняется, он сильно переживает. Ребенку следует объяснять, что жизнь изменчива, она не может выстраиваться по жесткому плану, нужно учиться быть гибким. Жизни без непредвиденных обстоятельств не бывает. Изменчивости не надо бояться, надо постоянно двигаться вперед. Не сложилось одно дело, его следует оставить и взяться за другое. Пусть первое «дозреет», нужно «отпустить» ситуацию. Придет момент и это дело пойдет «как по маслу». Часто такому человеку хочется бегом, молниеносно что-то завершить. Если что-то сразу не получается, он начинает нервничать и суетиться. Нужно объяснить, что это может нанести только вред. Лучше ситуацию тщательно подготовить, подождать, а пока следует переключиться на что-то другое.
В ситуациях неизвестности, неопределенности такой ребенок сильно переживает: «Как будет там, куда я завтра пойду? А что там будет на контрольной, пойму ли я все?». Взрослым нужно стараться не оставлять такого ребенка в непонятных ситуациях, ему нужно объяснять все как можно проще. «Неизвестность для меня – это очень тяжело». «Мне нужно, чтобы все было понятно. Все, все, все». Взрослым нужно открывать мир этому ребенку со всех сторон, все объяснять.
Ребенок-иррационал - «импульсивный» ребенок непоследователен, его мысли скачут, как птички с ветки на ветку. Такой ребенок легко переключаем, подолгу не застревает на своих переживаниях. Обратите внимание на то, как он относится к еде. Иррационалы не могут долго ждать, если голодны. Тут же закатят истерику. Рациональный ребенок более вынослив, и, если вы с ним запланировали пойти, например, в Макдональдс, он не станет перекусывать аппетитным пирожком, а заставит вас посетить именно то заведение, куда вы собирались.
Ребенок – иррационал:
- Спонтанен, легче справляется с неожиданностями.
- Любит все новое, необычное.
- Необходимость делать выбор, принимать решение вызывает беспокойство, поэтому часто позволяет сделать этот выбор другим, может казаться пассивным.
- Предпочитает откладывать решение или оставлять вопрос открытым.
- Стремится жить моментом.
- Относится ко времени свободно, поэтому может опоздать, не успеть сделать работу.
- Игру смешивает с уроками, все перемешивается и превращается в непрерывный процесс.
- Сопротивляется любым запретам.
- Постоянно нарушает границы допустимого поведения, забывает о существовании правил или сомневается в них.
- Ограничения воспринимает как барьеры на пути исследования мира.
- Лучше просить прощения, чем спрашивать разрешения.
- Может неоднократно нарушать дисциплину.
- Любопытен, задает много вопросов, игрив, импульсивен.
- Предпочитает начинать дела.
Пример: У Вики, ребенка-иррационала, уборка в комнате могла занимать в три раза больше времени, чем должно было быть по мнению ее мамы, рационала. Так как девочка, перебирая и складывая многочисленные игрушки, часто начинала новую игру, находила забытые игрушки. После многочисленных уговоров, упреков, мама сдалась и позволила дочери убирать игрушки так долго, как та желает, выделяя для этого занятия больше времени. Мама старалась не смотреть на весь процесс уборки, она уходила в другую комнату, чтобы не начать критиковать и подгонять дочь.
Если вам необходимо, чтобы ребенок-иррационал выполнил какую-то работу, нужно четко обозначить время, к которому должна быть выполнена эта работа. Заранее что-то делать ему очень сложно. Его психика включит его в работу, когда уже будет «некуда деваться». Возможно, это будет за 15-20 минут до поставленного срока.
У иррационала работоспособность по настроению, повышается и понижается без видимых причин.
Планирует он намного больше, чем может сделать или вообще ничего не планирует.
Вечером у такого ребенка энергетический подъем, поэтому необходимо в это время его физически нагружать, давая возможность израсходовать приток энергии.
Укладывать спать этого ребенка необходимо строго в одно и то же время, тогда он будет хорошо засыпать.
Иррационал трудно просыпается по утрам. Такому ребенку необходимо давать выспаться – это будет залогом хорошего настроения и желания работать.
Обучение
Было замечено, что учить «разумных» и «импульсивных» чтению нужно по-разному. Разумному ребенку подойдет классический метод обучения — от букв и слогов к целому слову. С импульсивным ребенком можно смело осваивать методики с запоминанием целых слов, не боясь при этом, что он будет путаться в окончаниях. Такой ребенок учится читать по вывескам и рекламным щитам.
Рационалам легче всего учиться, когда они знают, какие задачи перед ними стоят и каков план обучения. Для иррационала все это, скорее, досадные помехи. Для иррационала не так важно выполнить план, как уделить внимание каждой мысли, что придёт ему в голову. Но рационала расстраивают отклонения от намеченных планов. («Мы сказали, что пройдём сегодня три параграфа, но прошли только один, а все остальное время потратили на обсуждение».) Иррационалам доставит огромное удовольствие урок, на котором учебный план был принесён в жертву ради интересного отклонения от темы. Конечно, способность действовать согласно плану напрямую связана с типом преподавателя. Несмотря на то, что интуитивно‑иррациональные этики могут быть превосходными учителями на любом уровне обучения, в системе образования их довольно мало благодаря сенсорно‑рациональным логикам на административных должностях, которые требуют от них еженедельных подробных отчётов. Эти отчёты совершенно изнурительны для иррационалов.
Очень важно, чтобы учитель для ребенка-рационала был доброжелательным и мог просто и доступно объяснять, лучше показывая на примерах. Если ребенок в чем-то разобрался, он это будет помнить долго, и если, говоря про школьные предметы, у него не будет белых пятен, он сможет иметь хорошую успеваемость по многим точным наукам: физике, математике, геометрии, химии. Сложнее дело будет обстоять с историей и литературой. Сложности могут возникнуть в изучении русского языка. Нужно знать, что заучивание правил ни к чему хорошему может не привести. Самое главное – нужно во всем разобраться, все понять. Чтобы ребенок – иррационал сделал или выучил уроки, ему надо просто объяснить, чтобы он четко понял, какую конкретную пользу это ему принесет.
Дети и родители
Любое из возможных сочетаний рациональности с иррациональностью в семье обычно становится источником наибольшего количества ссор и конфликтов, а иногда – и приятных неожиданностей.
Сначала о приятном. Дети‑рационалы кажутся родителям‑иррационалам невероятно организованными и «правильными», кажется, что они непременно преуспеют в жизни: они всегда убирают игрушки, делают домашние задания, приходят домой вовремя – все то, чему так хотели бы научиться родители‑иррационалы, но никогда не смогут и знают об этом. С точки зрения родителя‑рационала, ребёнок‑иррационал беззаботен и игрив, не слишком переживает за повседневные семейные разногласия и сравнительно легко справляется с неизбежными проблемами при взрослении. Рационал может позавидовать подобной стрессоустойчивости.
Разные подходы
Пример: Прошлым летом двое детей – у обоих есть семьи – решили покрасить свои дома. Семья рациональных логиков приступила к задаче ещё в феврале: они выяснили, как подготовить дом, какую краску покупать и когда лучше начинать покраску. Они измерили дом, подсчитали, сколько галлонов краски им понадобится, дождались распродажи и купили ровно столько, сколько было нужно. Семья иррациональных сенсориков пошла другим путём: они подобрали цвет, купили галлон краски, красили дом, пока краска не кончилась, потом купили ещё один галлон…
К сожалению, в таких семьях не менее вероятны и регулярные конфликты, и столкновения по самым разным вопросам.
С точки зрения рационала, ребёнок‑иррационал не может поддерживать порядок в своей жизни и иногда кажется совершенно «неконтролируемым». Вероятно, вы помните, что рационалы любят контролировать то, что их окружает – а ребёнок, безусловно, входит в этот круг. Но как бы сильно ни старался рационал, ему кажется, что ребёнок‑иррационал ничего не может сделать вовремя и так, как надо:
– «Мам, я забыл тебе сказать, мне надо завтра принести в школу дюжину кексов».
– «Папа, надеюсь, тебе не нужна сегодня вечером машина? У меня будет важное свидание, я забыл тебя предупредить».
– «Что значит беспорядок? Мне нужно, чтобы все эти вещи лежали на столе!»
Исход таких ситуаций напрямую зависит от других предпочтений участников. Если родитель‑рационал принадлежит к интровертно‑этическому типу, он начинает обвинять самого себя в том, что не сумел достаточно хорошо воспитать ребёнка‑иррационала. Стоит ли говорить, как серьёзно может повлиять такое отношение (не важно, высказано оно вслух или нет) на самооценку ребёнка? Если же родитель‑рационал принадлежит к экстравертно‑логическому типу, ему более свойственно выражать свою неудовлетворённость во внешних проявлениях, которые чаще всего сводятся к созданию «военной» атмосферы, дабы «воспитать» этого странного ребёнка. В подобных случаях страдает вся семья, включая других детей, которым также приходится жить в этой военной атмосфере. Разумеется, и родитель‑рационал, и ребёнок‑иррационал всего лишь делают то, что свойственно их типам, но попытки перевоспитать ребёнка приводят лишь к тому, что каждый из них начинает ещё более яростно защищать свою позицию, не желая идти на компромисс. Например, родитель‑рационал начинает более строго требовать пунктуальности от ребёнка‑иррационала, а тот, пытаясь справиться с этими требованиями, становится ещё более рассеянным: забывает свои вещи или опаздывает ещё больше, чем обычно.
Теперь давайте рассмотрим обратную ситуацию, где родитель – иррационал, а ребёнок – рационал. С точки зрения иррационала, упрямство и непреклонность ребёнка‑рационала могут быть истолкованы как проявления эгоизма. Ребёнок, который постоянно твердит, что все должно быть «по‑моему», приводит родителей‑иррационалов в ужас, и подчас они теряют надежду его переубедить и оставляют его в покое: пусть делает то, что считает нужным. (Вероятнее всего, когда вы слышите чьи‑то жалобы на «недостаточно воспитанных» чужих детей, речь идёт именно о детях иррационалов.)
Вот как выглядит со стороны ребёнок‑рационал:
– «Нельзя это делать так. Это положено делать вот так».
– «Мне нужно узнать ответ прямо сейчас!»
– «Кто переставил вещи в моей комнате? Там все стояло на своих местах!»
– «Ты сказала, что сегодня на обед будет курица! Почему ты изменила меню?»
Достижение компромисса может стать чрезвычайно сложной задачей. К примеру, иррационал может из принципа потребовать от ребёнка‑рационала выполнения неких правил – ведь ему кажется, что хорошие родители так и должны себя вести. Проблема состоит в том, что результаты подобной тактики вряд ли будут долгосрочными. Хотя иррационал может одержать верх в каком‑то конкретном споре, через некоторое время ребёнок неизбежно вернётся к привычной модели поведения – на то он и рационал. И родителю придётся с этим смириться. Для рационалов воспитание детей – долгосрочный и целенаправленный процесс, а иррационалы подходят к нему скорее с точки зрения сиюминутной необходимости – воспитывают тогда, когда им кажется нужным, а не постоянно и неизменно.
Разумное решение
У двоих иррационалов была дочь ‑ рационал, и они нашли прекрасное применение её настойчивости. Когда их не устраивало что‑то, что они только что купили, они посылали свою дочь в магазин, чтобы она пожаловалась на покупку и потребовала возврата денег, а сами ждали её в машине.
Несмотря ни на что, иррационалам проще воспитывать детей. Рационалы, как правило, пытаются избежать любых неожиданностей, обращаясь с детьми более строго, а иррационалы просто‑напросто более спокойно относятся к этим неожиданностям и любым подводным камням – независимо от типа их ребёнка. Конечно, мы не хотим сказать, что для иррационалов проблемы вообще не являются проблемами. Кроме всего прочего, иррационалы часто стыдятся того, что их семьи не так прекрасно организованы, как другие.
Почему самые ответственные родители – иррациональные этики
С учётом того, что дети живут в собственном мире и каждому ребёнку нужна определённая свобода для развития, лучше всего с ролью внимательных и чутких родителей‑воспитателей справляются иррациональные этики. Рационалы, в особенности рациональные логики, могут быть слишком суровыми, пытаясь «вылепить» из ребёнка то, что им кажется наиболее подходящим – особенно если ребёнок заметно отличается от остальных членов семьи. Преимущество иррационалов в том, что они быстро и адекватно реагируют на любую ситуацию. Иррациональные этики помогают детям расти и развиваться, создавая для них свободную и творческую атмосферу.
Итак, что вы можете изменить и что вам следует принять как есть? Для рационала вопрос стоит следующим образом: «До какой степени я должен мириться с непосредственностью и неорганизованностью моего ребёнка и когда я могу прибегать к власти, дабы удовлетворить собственные потребности и навести хоть какой‑то порядок в его жизни?» Если вы – рационал, ваша потребность в определённости и порядке может помешать вам задать себе этот вопрос, а если вы это все‑таки сделаете, ваш ответ может быть слишком суровым: «Разумеется, ребёнок нуждается в постоянном присмотре – ведь я старше и мудрее его. Поэтому я должен контролировать его жизнь». Возможно, вам больше подойдёт другой способ: он более результативен и к тому же удовлетворяет потребность рационала в чёткости и порядке. Составьте список всех областей и видов деятельности, в которых ваш ребёнок недостаточно, по вашему мнению, успешен – от уборки до пунктуальности и организованности, а потом сядьте и обсудите с ребёнком, какие требования он может выполнить, а от каких вы согласны отказаться. Существует опасность, что рационал сочтёт все требования в равной степени важными, не осознавая необходимости компромисса. Если вы не будете идти на компромисс, возникнет порочный круг: вы будете все более суровы и требовательны к ребёнку, естественное для него поведение станет все больше вас разочаровывать, конфликт между вами будет все острее, и так далее.
Несмотря на свои природные наклонности, родители‑иррационалы тоже должны поддерживать определённый порядок и организованность в жизни своих детей – дабы убедиться, что ребёнок действительно выполняет необходимую работу по дому и прочие обязанности или что запланированные события происходят более‑менее вовремя. Главное, о чем следует помнить иррационалу при воспитании детей: недостаточно просто вообразить порядок, необходимо сделать его частью повседневной жизни.
Важнейший момент: 7-14 лет – самый подходящий возраст для того, чтобы заложить фундамент привычки планировать и эффективно использовать время. Дети-рационалы легче осваивают навыки последовательного распределения задач во времени. А вот научиться выполнять несколько задач параллельно, без ущерба для качества, им сложнее. В современном мире многозадачность – одна из важнейших составляющих успеха. Тренировки этого навыка сторицей окупятся вашему ребенку в будущем.
Касательно детей-иррационалов, многозадачность – их врожденное свойство. А вот доводить начатое до конца, придерживаться распорядка, правильно распределять усилия во времени, планировать и придерживаться плана – для многих из них сверхзадача. Родители могут научить ребенка упорядочивать хаос событий и действий, в котором он живет. Выделять главные задачи, расставлять приоритеты, быть последовательным и доводить начатое до конца – необходимые воспитуемые навыки для иррациональных типов личности.
Согласитесь, круг задач, описанный для родителей, очень широк, а путь воспитания долог и непрост. Здесь есть секрет: чем больше вы будете использовать знания цикличности в развитии ребенка и следовать этим подсказкам, тем легче ваш ребенок и вся ваша семья переживет острый кризис подросткового возраста. К 14 годам при правильном и равномерном развитии психики ребенка завершается построение индивидуального блока жизнедеятельности и стажировка по нему: ребенок полностью усваивает индивидуальные нормы поведения и «созревает» к встрече с социумом.
Заключение
С учётом притяжения и отторжения между рационалами и иррационалами, есть некоторые способы смягчить потенциальные конфликты в семье. Но для начала необходимо заметить, что бывают дни, когда даже самые послушные дети испытывают терпение родителей, а самым терпимым и свободомыслящим родителям приходится пользоваться родительской властью – так устроен мир. Такие ситуации невозможно предвидеть и предотвратить даже с помощью самых точных психологических тестов – они являются неизбежной составляющей семейной жизни. Но и это проходит, хотя в тяжёлые минуты в это особенно трудно поверить. Как говорил Рейнгольд Ниебур: «Господи, дай мне храбрость, чтобы изменить то, что я могу изменить, спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, и мудрость, чтобы отличать одно от другого».
Мы можем проявлять себя осознано так, как нам не свойственно от природы. Это может быть результатом работы над собой и накопленного жизненного опыта. Но в стрессовой, критической или ситуации, растянутой во времени, мы поведём себя именно так, какими получились при рождении. Нет смысла жить по чужим правилам. Лучше изучить и принять свои. А заодно и получше понять того, кто рядом с нами.
Рекомендуемая литература:
1. С книгойОтто Крегер Дженет Тьюсон «Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живём, работаем и любим»можно познакомиться по ссылке
http://bookap.info/socionica/kreger_tipy_lyudey_16_tipov_lichnosti_opredelyayushchih_kak_my_zhivyom_rabotaem_i_lyubim/load/rtf.shtm
- Книгу Анны Поляковой «Соционика для родителей. Как перестать воспитывать ребенка и помочь ему вырасти» можно читать или скачать по ссылке http://eknigi.org/engine/download.php?id=83092
В этой книге рассказывается, как научиться понимать ребенка, учитывать особенности его психологии и характера, врожденные качества личности — иными словами, как помочь ребенку вырасти счастливым.
ВИДЕО:
- Типология рационалы и иррационалы – примеры (1 мин 34 сек)
https://www.youtube.com/watch?v=dfMjMIdKXyE
- Рационалы и иррационалы. Андрей Божко (5 мин 50 сек)
https://www.youtube.com/watch?v=kbxCigWar6s
- Рационалы и иррационалы. Кто это? Надежда Симакова (5 мин 15 сек)
https://www.youtube.com/watch?v=xVed4Qw33oc
- Иррационал и рационал подход к делам. Роман Карловский (1 ч 4 мин) https://www.youtube.com/watch?v=1q_QdrLh6Mo
раскрыть » / « свернуть